Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Научно-производственное объединение «Тайфун»

Государственная система экологического мониторинга Росгидромета

Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) — комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды (Федеральный закон "Об охране окружающей среды N 7-ФЗ от 10 января 2002 года).

skhema_gem_1000_1.png

Государственный экологический мониторинг осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга.

Подсистемы единой системы государственного экологического мониторинга, находящиеся в компетенции Росгидромета:

  • государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды;
  • государственный мониторинг атмосферного воздуха;
  • государственный мониторинг радиационной обстановки на территории Российской Федерации;
  • государственный мониторинг водных объектов (в части гидрохимических показателей);
  • государственный мониторинг внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;
  • государственный мониторинг исключительной экономической зоны Российской Федерации;
  • государственный мониторинг континентального шельфа Российской Федерации;
  • государственный экологический мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал.

Характеристика государственной сети наблюдений Росгидромета за состоянием и загрязнением окружающей среды.

Действующая в настоящее время система мониторинга за загрязнением окружающей среды предназначена для решения следующих задач:

  • наблюдений за уровнем загрязнения атмосферы, почв, вод и донных отложений рек, озер, водохранилищ и морей по физическим, химическим и гидробиологическим (для водных объектов) показателям с целью изучения распределения загрязняющих веществ во времени и пространстве, оценки и прогноза состояния окружающей среды, определения эффективности мероприятий по ее защите;
  • обеспечения органов государственного управления, хозяйственных организаций и населения систематической и экстренной информацией об изменениях уровней загрязнения (в том числе и радиоактивного) атмосферного воздуха, почв, водных объектов под влиянием хозяйственной деятельности и гидрометеорологических условий, прогнозами и предупреждениями о возможных изменениях уровней загрязненности;
  • обеспечения заинтересованных организаций материалами для составления рекомендаций в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, составления планов развития хозяйства с учетом состояния окружающей среды и других вопросов развития экономики.

Основные принципы режимных наблюдений:

  • комплексность и систематичность наблюдений;
  • согласованность сроков их проведения с характерными гидрологическими ситуациями и изменением метеорологических условий;
  • определение показателей едиными методиками на всей территории страны.

Система мониторинга окружающей среды базируется на сети пунктов режимных наблюдений, которые устанавливаются в городах, на водоемах и водотоках как в районах с повышенным антропогенным воздействием, так и на незагрязненных участках.

Кроме того, в системе Росгидромета ведется работа по оперативному выявлению и расследованию опасных эколого-токсикологических ситуаций, связанных с аварийным загрязнением окружающей среды и другими причинами.

Основные виды наблюдений:

  • за загрязнением атмосферного воздуха в городах и промышленных центрах;
  • за загрязнением почв пестицидами и тяжелыми металлами;
  • за загрязнением поверхностных вод суши и морей;
  • за трансграничным переносом веществ, загрязняющих атмосферу;
  • комплексные наблюдения за загрязнением природной среды в биосферных заповедниках;
  • за химическим составом и кислотностью атмосферных осадков и снежного покрова;
  • за фоновым загрязнением атмосферы;
  • за радиоактивным загрязнением окружающей среды.

На Росгидромет возлагается включение в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) информации, содержащейся в базах данных подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в части:

  • государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, государственного мониторинга атмосферного воздуха, государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации, государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации, государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации и государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;
  • результаты наблюдений за состоянием и загрязнением атмосферного воздуха, почв, поверхностных вод водных объектов, включая морскую среду и донные отложения (по физическим, химическим и гидробиологическим показателям) внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, исключительной экономической зоны Российской Федерации и континентального шельфа Российской Федерации, а также за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации;
  • результаты оценки состояния и загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов, почв и радиационной обстановки на территории Российской Федерации по результатам наблюдений;
  • прогноз состояния и загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов, почв и радиационной обстановки на территории Российской Федерации;
  • результаты оценки объемов антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов и радиационной обстановки на территории Российской Федерации.

Основные направления НПО «Тайфун» в рамках обеспечения задач Росгидромета по мониторингу состояния и загрязнения окружающей среды на территории Российской Федерации:

  1. Мониторинг радиационной обстановки;
  2. Мониторинг загрязнения окружающей среды в части:
  • атмосферного воздуха (бенз(а)пирен, тяжелые металлы);
  • почв (тяжелые металлы, пестициды);
  • стойких органических загрязнителей (все компоненты окружающей среды).

В 2014 году наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха тяжёлыми металлами выполнялись в 50 городах РФ, за бенз(а)пиреном — в 154 городах на территориях деятельности 21 УГМС.

Пунктами сети наблюдений за загрязнением почв пестицидами являются сельскохозяйственные угодья (поля), отдельные лесные массивы, зоны отдыха (парки, пионерлагеря, санатории, дома отдыха), прибрежные зоны, а также территории вблизи объектов хранения (склады) и места захоронения неликвидных пестицидов (полигоны). Отбор почв производится два раза в год (весной и осенью) на территориях 40 субъектов РФ. В отобранных пробах определяется 24 наименования пестицидов и их метаболитов.

Для оценки загрязнения почв токсикантами промышленного происхождения один раз в 5 лет проводится отбор проб в 101 городе; в 2014 году проведён отбор проб в районах 36 населенных пунктов. В отобранных пробах определяется свыше 20 загрязняющих веществ промышленного происхождения в различных формах присутствия.

Оценка радиационной обстановки на территории страны в 2015 году осуществлялась по данным наблюдений государственной сети Росгидромета за мощностью экспозиционной дозы гамма-излучения на местности (МЭД), отбора и последующего лабораторного анализа проб аэрозолей приземной атмосферы, атмосферных выпадений, поверхностных вод суши и морей на содержание радионуклидов, а также по данным, которые поступают в Росгидромет от отраслевых автоматизированных систем, контролирующих радиационную обстановку в зонах расположения крупных радиационно-опасных объектов и оперативных обследований территорий в регионах ядерных аварий. Количество пунктов наблюдения на СРМ по состоянию на начало 2015 г. было следующим:

1291 – по измерению МЭД; и более 30 ПНЗ в крупных городах; кроме этого дополнительно проводятся измерения МЭД с помощью автоматизированных постов (как в пунктах, где параллельно проводятся измерения и носимым дозиметром, так в пунктах и на постах, где измерения МЭД ранее не проводились);

376 – по отбору проб выпадений;

55 – по отбору проб аэрозолей;

34 – по отбору проб атмосферных осадков для определения содержания в них трития;

15 – по отбору проб воды из рек для определения содержания в них трития;

44 – по отбору проб воды из пресных водоемов для определения содержания в них 90Sr;

10 – по отбору проб морской воды для определения содержания в них 90Sr и 10 – по отбору проб морского грунта на содержание гамма-излучающих радионуклидов.

В 2015 году концентрация радионуклидов (137Cs, 90Sr, 238Pu и 239+240Pu) в приземном слое воздуха, а также 3Н в атмосферных осадках были на 4-6 порядков ниже допустимой среднегодовой объемной активности для населения (ДОАНАС) в соответствии с нормами радиационной безопасности НРБ-99/2009. Мощность экспозиционной дозы гамма-излучения на местности, в том числе в зонах расположения РОО, за пределами зон загрязнения, обусловленных чернобыльской аварией и другими радиационными авариями, в целом, находилась в пределах естественного фона. В водах рек России объемная активность радионуклидов в последние годы сохраняется примерно на одном уровне, ниже уровней вмешательства для питьевой воды. Радиационная обстановка на территории Российской Федерации остается стабильной, содержание радионуклидов антропогенного происхождения в атмосферном воздухе, почвах, осадках, речных водах сохранилось на уровне 2010-2014 годов.